Не далее как на днях мне под руку попались очень симпатичные гифы с нарезкой из первых эпизодов первого сезона «Сплетницы». Я заностальгировала и долго любовалась на эти картинки, которые в свое время произвели очень сильное впечатление. Вспомнился солнечный день, когда я впервые смотрела пилотный эпизод и поставила на паузу в тот момент, когда на ступенях музея Серена назначает Блэр встречу вечером и говорит: «Нейт подождет!» Чтобы перевести дыхание. Это было то, что я люблю. Красивые девочки и мальчики, в красивых одежках и домах, с красиво безобразными проблемами и тайнами. Еще ни один сериал не достигал такой гармонии с моим воображением — с тем, что я вкладываю в понятие «они красиво одеваются» или «элитное общество». О да, это было настоящее незабываемое fashion-show, браво костюмеру; вместо того, чтобы тупо засвечивать брэнды, он реально made it work, было не просто знаменито и дорого, было действительно классно. Я сама какое-то время одевалась а-ля Блэр и коллеги кипятком писали от восторга, а Серена была настоящей музой Марка Джейкобса. А Нейт, друзья мои, а Чак — это же воплощение избалованных золотых мальчиков из элитных кругов! Раньше в сериалах «богатые и знаменитые» были таковыми, потому что сценаристы так сказали. В «Сплетнице» они были ими потому, что ими являлись. Не нужно было говорить зрителю: «Вот этот чувак богат и стилен». Мы это видели и понимали все без слов.
Как и следовало ожидать, начав за здравие, заканчиваем мы за упокой.
Возьмем начало сериала, что мы имеем? Про визуальный ряд я уже все сказала, перейдем к содержанию. У нас есть главные герои, каждый из которых — яркая личность со своими приоритетами, мечтами, желаниями, достоинствами и недостатками. Кто-то из них может нравиться, кто-то нет, но мы их помним и никогда не забудем, потому что они имеют значение. И нам не все равно, что будет с тем или иным персонажем дальше, с кем сюжет свяжет его и как.
У нас есть божественная бывшая оторва Серена, которая старается исправиться — а мы думаем, получится ли у нее, удержится ли она, или опять сорвется во все тяжкие? У нас есть тайна Серены, которую мы сначала трепетно хотим узнать, а потом трепещем уже от того, как и когда узнает о ней Блэр, и что сделает. У нас есть невзрачный и неуклюжий Одинокий Парень, по уши влюбленный в Серену, а мы ему сочувствуем и следим за тем, как нищий добивается любви принцессы: классические линии веками не утрачивают интересности, и каждая новая их интерпретация заставляет нас сопереживать (заметьте, я имею ввиду классику из серии сказок, а не классику мыльного жанра — к этому я вернусь позже). У нас есть престижный мальчик Нейт, и на данном этапе нам еще не все равно, кому он достанется — Блэр или Серене. Есть Мефистофель-Чак, не обезображенный сентиментами. И есть Блэр, от которой мы пока не знаем чего ждать — плохая она все же или хорошая, простит она Серену или нет? Сюжет развивается динамично, преподнося нам неожиданные повороты, удивляя, волнуя, местами поражая эмоциональным накалом.
Семнадцатый эпизод второго сезона подошел к концу. Что у нас осталось? Какие-то подсохшие огрызки, жалобно лежащие на некогда изобиловавшем угощениями столе.
Серена, от божественности и безбашенности которой осталось пустое место. То ли роман с Дэном на нее так печально повлиял, то ли состарилась дива. Объясните мне, как? Насколько я помню, она не провела десять лет в монастыре, чтобы так испортиться и забыться. Рожденная королевой ею останется до самой смерти, так почему же Серена перестала ей быть? Это не должно зависеть от ее желания. Если все вокруг испокон веков пляшут вокруг нее аргентинское танго, они будут продолжать это делать, даже когда она перестанет подхлопывать. Где табуны обожателей? Где рои завистниц? Где назойливая свита? Всего лишь одного ее желания стать хорошей девочкой должно быть мало, чтобы все это бесследно исчезло. Типичная ошибка: зрителю говорят, каков из себя герой, и он вынужден верить, но никакого подкрепления не поступает. Нам твердят, что Серена — богиня. И мы верим, нам ничего не остается, хотя на экране перед нами одинокая, тихая, скромная и весьма унылая девица.
Зато посмотрите-ка на Одинокого Парня! Хорош отшельник. Отрастил себе волосы и самолюбие, надел солидное черное пальто, и вперед: Серена за дверь — Дэн миловаться, с кем придется. Джорджина, Аманда, Лекси, Рейчел, те девицы из первого эпизода второго сезона. Кажется, как в фильме «Just My Luck» герои от поцелуя обменялись удачей, Серена и Дэн обменялись успехом у противоположного пола. Good for Dan, конечно, но это полностью разрушает имидж персонажа. Плейбоем в пальто могли бы быть Нейт или Чак, в это я бы еще согласилась поверить, но Дэн?! Дэн должен быть мальчишкой из Бруклина в коричневой ветровке и со слабой самооценкой.
Блэр и Чак как пара имели смысл в «Виктроле» и еще нескольких эпизодах, но в целом сценаристы затянули всю эту историю от большой потребности занять экранное время, и таким образом превратили пару, которая rocks your socks, в обычную тягучую любовную историю. Все эти слезы, страдания, порывы к телячьим нежностям — это «Дикая Роза», а не Блэр и Чак. Их должен соединять огонь, а не слюни и сопли. К сожалению, последнее затушило первое. До какого-то момента для меня было очень важно, чтобы в итоге они остались вместе. Теперь — честно говоря, мне не то чтобы все равно. Но если они не будут вместе happily ever after, плакать я врядли стану.
Сюжет облюбовал себе столб и наматывает вокруг него неисчесляемые круги. Эффект воцарения рутины, которой нам и в жизни хватает, а на экране хотелось бы избежать. Чак бегает за Блэр, Блэр бегает за Чаком, Чак бегает за Блэр, Блэр бегает за Чаком, Чак... Серена и Дэн вместе, Серена и Дэн врозь, Серена и Дэн вместе, Серена и Дэн врозь, Серена... Ну вы понимаете. Нейт уже, кажется, перебывал во всех постелях. Лили и Руфус успешно следуют примеру остальных.
Проблемы высасывются из пальца; палец, по всей вероятности — мизинец годовалого младенца. Скажите честно, ну кто из вас все еще переживает за страдающих друг по другу Дэна и Серену? Кого волнует, кому достанется Нейт, он же все равно общий? Кто держит кулачки за то, чтобы Серена не уступила зеленому змею и смогла остаться хорошей девочкой? Кто вообще переживает, реально переживает за то, что будет дальше? Сдается мне, большинству любопытно, но почти никого не волнует.
Ах, да, я обещала вернуться к теме классики: потерянный ребенок Руфуса и Лили. Ok, seriously, я начинаю думать, что в Америке у каждого второго есть брат или сестра, о котором они не подозревают, и которого скорее всего делят с кем-то, кого очень хорошо знают. В «The O.C.» была эта Линдси (сейчас не упомню, чьей она оказалась дочерью и сестрой). В «90210» Энни и Наоми делят затерянного братца. В «Privileged» немного иначе — там обнаружился дедушка, но суть все равно схожа: дети — не дети, а не дети — дети. Come on, это уж слишком. «Фернандо, ми амиго! Эста кучи-кучи!»
Вечеринки сливаются в одну монотонную линию, я уже не отличаю одну от другой, а когда кто-нибудь из персонажей говорит: «Это будет очень важная тусовка!» - не обращаю внимания, потому что у них все тусовки «важные», а в итоге — все рядовые.
Новые персонажи — такие же, как вечеринки, и высосанные из того же пальца, что и проблемы. Чем отличается арт-дилерша Бекс от подружки Руфуса Клэр? (А теперь вопрос ха-ха — кто вспомнил, кто это вообще такие?) Не одна ли и та же актриса играет Рейчел Карр и ту девушку Лекси, подругу Аарона, которая спит с парнями на первом свидании — почему они такие одинаковые? В чем заключалось значение Аарона, что нам хотели показать? Кто все эти люди и зачем они здесь?
Ответ у меня есть, и я его уже упоминала: чтобы закрыть экранное время. Цель достигнута, а толку никакого. Потому что всем наплевать, что будет с этими Бексами, Лексами, Клэрами, Ааронами, Амандами и иже с ними. Ведь были же у них вполне удачные второстепенные персонажи — та же Джорджина (бесила меня знатно, но имела свое значение и свой характер), Эшер, например. Почему нельзя было как-то их попривязать к истории, а не ввязывать в нее всю эту вышеперечисленную массовку?
И еще пару слов о работе костюмера — а то я похвалить похвалила, надо и поругать. Во-первых, верните Блэр ее роскошные локоны, ободки и викторианские блузы.Во-вторых, сдается мне, что самая буйная фантазия художника по костюмам была проявлена в первом сезоне, и теперь он уже тянется к тому же пальцу, откуда остальные высасывают проблемы и персонажей. Если в начале я была готова надеть на себя практически все, в чем появлялась Блэр, то теперь меня не вдохновляет и половина ее ассортимента. То же касается и Серены. Понимаю, что всякому воображению есть предел, но лучше бы они повторялись, чем показывали такую новизну. Я помню, что Дженни сравнивала размер гардероба Блэр с площадью квартиры Хамфри, но даже в Национальный музей не влезет столько одежды, сколько нам демонстрирует мисс Уолдорф, так что в принципе я не против увидеть кое-что из ее шмоток еще разок. Или она надевает раз — и выкидывает? В случае Блэр и Серены это еще понятно, Дженни может сшить себе что-нибудь за ночь; но, товарищи, - Ванесса?! Скажите, а у нее-то откуда столько тряпок, чтобы в каждом кадре в новой появляться? И Дэн, прекрати воображать себя денди, ты аутсайдер, а не Аппер-Ист-Сайдер.
Думаю, что при качественном подходе все еще можно было бы исправить. Не знаю, как — я потому и сижу дома в маленькой серой стране, а не пишу сценарии к тв-шоу. Такое ощущение, что в начале создателям было самим интересно, а теперь им стало скучно, вот они и маятся. Но у них есть очаровашка Эрик, у них есть Пенелопа, Хейзел и Нелли Юки — почему бы, например, не сосредоточить внимание на них, придать им объем, вместо того, чтобы добавлять дополнительных картонных дурилок? Впрочем, что толку мне насиловать свой мозг в попытках придумать, как вернуть сериалу блеск. Пусть снимают, как хотят, а я получила удовольствие от трехстраничного ворчания.