Труп невесты
«Труп невесты» (англ. Tim Burton's Corpse Bride) — мультфильм Тима Бёртона 2005 года. Номинировался на «Оскар»-2006 в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм». Один из первых фильмов Бёртона, выпущенный на Blu-Ray и HD DVD. Российская премьера — 26 января 2006 года дистрибутором «Каро-Премьер».
Сюжет
Виктор оказывается в мире мёртвых. Как ни странно, этот мир в фильме гораздо веселее, красочнее и жизнерадостнее, чем мир живых. Там Виктор узнаёт историю Мёртвой Невесты, Эмили. Некогда приезжий аристократ соблазнил её и уговорил бежать с ним, но потом убил и забрал семейные драгоценности. После смерти Эмили поклялась, что будет ждать настоящей любви, — и вот появился Виктор, произнесший слова свадебной клятвы и надевший ей кольцо на палец. Виктор, поняв, что оказался мужем покойницы, приходит в ужас. Однако, собравшись с силами, он предлагает Эмили подняться в мир живых под тем предлогом, что он должен познакомить её со своими родителями. В этом намерении молодожёнам помогает старейшина Гуткнехт. Оказавшись наверху, Виктор оставляет Эмили ждать его в лесу, а сам отправляется к Виктории. Через некоторое время Эмили, не вытерпев, следует за ним и застаёт влюблённых вдвоём. Разгневанная, она снова утаскивает Виктора в мир мёртвых.
Виктор пытается объяснить Эмили, что их «свадьба» была ошибкой. Эмили в слезах уходит. Тем временем неожиданно умирает кучер Ван Дортов, Мэйхью, и, попав в подземный мир, рассказывает Виктору неутешительные новости сверху: родители выдают Викторию за неожиданно появившегося лорда Баркиса Биттерна, который сумел произвести на них хорошее впечатление. Виктор внезапно понимает, что должна чувствовать Эмили, и проникается к ней симпатией. Вскоре он случайно подслушивает разговор Эмили со старейшиной. Оказывается, венчание Виктора и Эмили было недействительно: ведь клятвы брака даются лишь пока смерть не разлучит брачующихся. Для того, чтобы сделать брак настоящим, Виктор должен повторить слова клятвы наверху, в мире живых, и выпить яд. Эмили в ужасе: она никогда не смогла бы попросить Виктора об этом. Но вошедший Виктор соглашается на это сам.
Весь мир мёртвых увлечённо занят подготовкой свадьбы, события тем более интересного, что оно будет происходить наверху. Появившиеся в провинциальном городке мертвецы вселяют было ужас в сердца горожан, но вскоре оказывается, что они пришли с миром. В доме Эверглотов царит паника; лорд Баркис собирается забрать приданое Виктории и сбежать, однако узнаёт, что у Эверглотов нет ни гроша. Взбешённый, он удаляется.
Все горожане, живые и мёртвые, собираются в церкви. Виктор произносит слова клятвы. Но Эмили, увидев вошедшую в церковь Викторию, вдруг понимает, что пытается сделать своё счастье на чужом горе. Она не даёт Виктору выпить яд и соединяет его руку с рукой Виктории.
В это время в церкви появляется лорд Баркис. Он напоминает, что Виктория всё ещё его жена, и пытается увести её силой. В это время Эмили узнаёт его: ведь это тот самый аристократ, который ограбил и убил её. Виктор встаёт на защиту Виктории; после непродолжительной схватки завладевшая оружием Эмили приказывает Баркису удалиться. Все мертвецы горят желанием растерзать подлеца, но не могут этого сделать, так как должны подчиняться правилам живых. Перед тем, как уйти, лорд Баркис произносит издевательский тост в честь Эмили, «всегда невеста и никогда — жена», и выпивает яд, который принял за вино. Мертвецы окружают Баркиса, который теперь в их власти.
Тем временем Эмили объясняет, что Виктор освободил её, и теперь она освобождает его от данной им клятвы. Эмили выходит из церкви и в лунном свете превращается в стаю бабочек. Виктор и Виктория, обнявшись, следят за тем, как бабочки улетают вдаль.
Интересные факты
В основе мультфильма лежит кукольная анимация. Куклы были сделаны из устойчивых стальных каркасов, покрытых силиконовой «кожей».
Это первый покадрово снятый мультфильм, смонтированный с использованием «Final Cut Pro» компании Apple.
Фильм снят с использованием цифровых камер, а не обычных 35-миллиметровых.
В проекте было задействовано 22 аниматора — каждый из них работал со средней скоростью 6 секунд мультфильма в неделю.
Куклы, использованные в фильме, имеют высоту около 30 сантиметров. Помимо прочего, в них встроены специальные механизмы, которые размещаются у них в голове. Механизм позволяет куклам моргать или открывать рот, и сделан он так, чтобы аниматорам, настраивающим куклу, не приходилось дотрагиваться до её лица.
Более корректный перевод названия Corpse Bride — «Усопшая невеста» или «Невеста-труп».
Поющего скелета (англ. Bonejangles), который в песне рассказывает историю Эмили, озвучивал автор саундтрека, композитор Дэнни Элфман.
На реализацию проекта у Тима Бёртона ушло 10 лет.
Непосредственно процесс съёмки мультфильма занял всего 14 недель.
Актёры озвучивали своих героев до начала съёмок, а в понимании характеров их персонажей большую роль сыграли сделанные аниматорами рисунки и фигуры.
Куклы для мультфильма были созданы в Манчестере Яном МакКиноном и Питером Сэнднрсом, лидерами в производстве кукол для фильмов за последние 20 лет.
Дизайн большинства персонажей создал сам Тим Бёртон.
Технология механического управления лиц кукол ранее использовалась только для съёмок рекламных роликов.
Для ускорения процесса съёмки было создано 14 кукол Эмили, 14 кукол Виктора и 13 кукол Виктории.
Фортепьянная тема, которую играет Виктор Ван Дорт на рояле в сцене знакомства, была написана самой первой, что дало больше времени на съёмку. Так что положение пальцев Виктора действительно соответствует исполняемой мелодии.
В сцене свадьбы Виктории Эверглот звучат клавесины, орган, а также настоящий оркестр.
Песня Костотряса «Останки дней», в которой рассказывается предыстория Эмили, написана в духе джазовой песни Кэба Кэллуэя 1930-х годов. На кастинге на её исполнение было прослушено более 27 человек, но в конце концов её исполнил сам композитор.
Для того, чтобы показать равнодушие и формализованность викторианского мира, мир живых был изображен в цветах, близких к ферротипу и дагерротипу.
Изображение Невесты появляется (среди прочих киногероев) на обложке книги известного кинокритика Юрия Гладильщикова «Справочник грёз. 240 лучших фильмов десятилетия», вышедшей в 2008 году в издательстве «Колибри».